Патина и микродефекты на артефактах культуры Эль-Торо
Вопрос о патине на камнерезных артефактах никогда прежде не ставился во главу угла их идентификации. Видимо, поэтому поиск по русскоязычному сегменту интернета на запрос – «патина на камне» – ожидаемо не дал ничего, кроме:
Патинизация — более или менее глубокое изменение цвета естественной поверхности и поверхности скола кремня. Такое изменение происходит под действием агентов выветривания. Большей частью патина является показателем палеолитической древности каменных орудий, которые ею покрыты Однако в отдельных случаях расколотый кремень покрывается патиной очень быстро. Известны находки кремневых изделий эпох неолита и даже бронзы, покрытых густой патиной, и, наоборот, находки палеолитических кремней, вовсе непатинизированных [о патине см.: Ковнурко, 1962; Коробков, 1971; Schmalz, 1960; Lindner, 1964—1965; Vend, 1964]
Очевидно, что мы не являемся первопроходцами в этой области идентификации артефактов, но, более чем скромный объём наследия от предшественников в этом вопросе, вероятно, следствие его относительной простоты, очевидности и недостатка внимания экспертов по этим причинам.
Действительно, даже поверхностный обзор по вопросам патинизации предметов древнего и современного искусства сразу уводит нас в тонкости ремесла состаривания всего, что представляет хоть какую художественную ценность, кроме камня. Однако, вовлечение в научно-исследовательский оборот новых мексиканских артефактов и появление на коллекционных рынках их имитаций, диктует сегодня свой перечень вопросов по идентификации того и другого. В топо-морфологической части – это:
– минералогический состав, свойства и географическая привязка материалов, использованных для изготовления оригинальных артефактов и их имитаций;
– техника обработки (резьба, лепка, обжиг) сырья в артефактах и имитациях;
– специфика патинизации и микродефектов, как маркеров длительности и условий природного содержания оригиналов, или предпродажной подготовки имитаций.
И, если с первыми двумя мы уже предварительно ознакомились в предыдущих статьях, то на этот раз уделим немного внимания последнему, но в строгой привязке к археологической зоне Эль-Торо, с глинисто-карбонатной спецификой местного грунта.
И так, наблюдать патину и микродефекты в линиях прорезки можно в 10-20-кратную на участке изделия, тщательно отмытого щеточкой от природного грунта или малярной затирки.
Однако, перед этим не будет лишним сразу определиться с заполнением линий прорезки. Фото 1\1-5. На первом – имитация с преднамеренной затиркой прорезки натуральным грунтовым составом. На втором – остатки обычной полировочной пасты «гойя» (двуокись хрома на парафиновой основе), примененной, очевидно, в реставрационных целях. На третьем и четвертом остатки натуральных карбонатного и глинисто-грунтового заполнения. И на пятом – заполненный клеевым составом стык между двумя пластинами сборного изделия.
Для предварительного определения состава заполнения следует капнуть крепким раствором уксусной кислоты (кислота\вода – 1\3-4;):
– в случае естественного грунтового заполнения – раствор бурно закипит, растворяя глинисто-карбонатную составляющую и выделяя углекислый газ, а в достаточно прозрачной взвеси после реакции остается полупрозрачная серо-черно-коричневая фракция обугленных волокнистых фрагментов растительности;
– в случае различных цементных затирок – реакция идет вяло, оставляя после себя мутную жижу с песчинками наполнителя; в случае полимер содержащих затирок – реакция не идёт: требуется ацетон.
Далее, фото 2\1-4, после промывки чистой холодной водой и полного высыхания, можно найти участки линий, заполненные белым или желтоватым порошковым налётом – это коллоидная фракция новообразованного из почвенных растворов кальцита (фото фрагменты 1 и 3). И\или матовые плёнки от светло-жёлтого до жёлтого-коричневого лимонита – самого распространенного в почвах гидроксида железа (FeOOH· (Fe2O3· nH2O). Фото фрагменты 2 и 4. Эти вещества и составляют патину в условиях глинисто карбонатных почв района Эль-Торо.
Однако, отсутствие патины на исследуемом образце, хотя и вызывает вопросы, но не является абсолютным признаком его не оригинальности. А вот её наличие даёт серьёзный аргумент в пользу оригинала, поскольку осаждение такой патины лабораторным путём потребует много времени, а также переполировки всего изделия, поскольку осаждаться таким образом патина будет по всей поверхности.
Отсутствие патины на оригиналах может быть обосновано недостаточной увлажненностью почвы в месте нахождения данного образца, длительным пребыванием образца на дневной поверхности, либо и чаще всего, просто – ровной и гладкой поверхностью изделия, не способствующей аккумуляции и коагуляции почвенных растворов. Действительно, наиболее благоприятными топологическими формами для осаждения патины из почвенных растворов на артефактах являются глубокие линии прорезки, трещины, каверны и шероховатости сколов. Первые характерны для изделий из агальматолит-пирофиллита; последняя – для алевролит-аргиллитов.
Для подлинных изделий из агальматолит-пирофиллита также характерно развитие микро каверн, возникающих в результате коррозионного воздействия тех же почвенных растворов на микроагрегаты легкорастворимых минеральных примесей в основной массе агальматолита. Фото 3\1-4. Такие микро каверны с размерностью от 0.5 мм до 1 мкм (на сколько позволяет кратность применяемой оптики), с инородным заполнением или без, невозможно подделать. Поэтому наличие микро кавернозности в элементах прорезки можно с уверенностью трактовать в пользу подлинности данного артефакта.
Известно, что наряду с процессами химического выветривания (и соответственно образование патины) происходит физическое выветривание поверхности камня. Перепады в температуре и влажности приводят к образованию микротрещин и разрушению поверхностного слоя. Поэтому наличие этих признаков на артефактах также может служит индикатором древности изделия.
Фото: Примеры микротрещин и разрушений поверхности на артефактах Эль Торо «Ацтлан».
В процессе изучения артефактов под микроскопом мы неожиданно обнаружили еще один индикатор времени и места – наличие микро фрагментов желтого лишайника. Желтый лишайник на скалах холма Эль Торо весьма характерная деталь местного ландшафта.
Фото: Лишайник на скалах холма Эль Торо
Известно, что часть артефактов Эль Торо была обнаружена в пещерах, где образование лишайника на поверхности камней в процессе их длительного пребывания в пещере является вполне естественным. Интересно отметить, что микро фрагменты лишайника сохранились даже после очистки артефактов от грязи и промывки.
Фото: Микрофрагменты желтого лишайника на артефактах Эль Торо
В заключение несколько слов об искусственной патине. Предпродажная подготовка имитаций подразумевает комплекс мер по искусственному состариванию изделий, различными, в том числе и неизвестными нам, способами. Среди известных, в первую очередь выделяются:
– выдержка и промывка прорезки в растворе уксусной кислоты с целью удаления свежего карбонатного порошка от резьбы, а также получения полуматовой плёнки на поверхности изделий из алевролит-аргиллитов;
– искусственная выдержка изделий в различных агрессивных средах с применением железосодержащих реактивов и термообработки;
– уже упомянутые выше затирки на цементно-полимерной основе с использованием натурального песка, глины и грунта.
Во всех упомянутых случаях подделки такого рода предлагаются для продажи в нарочито загрязненном виде.
Виктор Б. Шведов
Июнь 2019