/Users/loudmilaseralieva/Desktop/83621322_539859820071414_5534184318605197312_n-side.jpg

Подделка артефакта – ритуальный нож

В настоящей заметке мы покажем очередной пример подделки артефактов зоны Эль Торо – ритуальный каменный нож.

Когда мне прислали фотографии этого ножа с предложением о покупке, то у меня не возникло особых подозрений. На фото артефакт выглядел довольно убедительно – знакомая иконография, патина, следы поверхностных разрушений. Рукоятка изображала фигурку сидящего «чужого». Лезвие ножа прикреплено к рукоятке при помощи клеевого состава темно-красного цвета, который часто встречается на подлинных артефактах. Гравировка на лезвии тоже не вызывала особых возражений (см. фото1-2).

/Users/loudmilaseralieva/Desktop/83621322_539859820071414_5534184318605197312_n-side.jpg

Фото 01. Ритуальный каменный нож

/Users/loudmilaseralieva/Desktop/84605001_554828801781354_9173497682612715520_n-side.jpg

Фото 02. Фрагменты каменного ножа

Когда я получил этот артефакт, то первым делом решил посмотреть на него через микроскоп. Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять – перед до мной очередная подделка.

Прежде всего бросались в глаза многочисленные следы пасты от шариковой ручки (см. фото 03).

/Users/loudmilaseralieva/Desktop/200219124431428-side-down.jpg

Фото 03. Следы пасты шариковой ручки на поверхности камня

Более детальный анализ «патины» показал, что это на самом деле битумная смесь с песком, которая легко прикрепляется к поверхности камня (см. фото 04).

/Users/loudmilaseralieva/Desktop/200222130833770-side.jpg

Фото 04. Смесь битума и песка, используемая в качестве «патины».

Наконец, после очистки бороздок резьбы от этой битумной смеси, появился след свежей резьбы современного мастера. Я не стал дополнительно тратить крупную сумму денег на радиоуглеродный анализ клея, так как полученных свидетельств подделки уже более чем достаточно.

200219124537821-side.jpg

Фото 05. Свежие следы современной резьбы

В предыдущих заметках мы рассказывали о разных приемах, которые применяются при изготовлении копий и подделок. Один их них – копирование рисунков с подлинных артефактов. На фото 06 вы можете видеть один из таких примеров – рабочие наброски подобных рисунков одного из местных мастеров.

/Users/loudmilaseralieva/Desktop/84868215_477517606252172_7571028750066778112_n.jpg

Фото 06. Образец копирования

Наличие копирования, порождает большое количество однотипных по рисункам и сюжетам изделий.

Еще раз обращаем внимание собирателей артефактов на необходимость использования микроскопа и внимательный осмотр предлагаемых изделий.

Lerner

06/25/20